Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Выставка к 125-летию со дня рождения О. Э. Мандельштама «Нет, никогда, ничей я не был современник, мне не с руки почет такой»

Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей РГБ
с 15 по 31 января 2016 года

В чи­таль­ном за­ле на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ от­кры­та вы­став­ка к 125-ле­тию со дня рож­де­ния Осипа Ман­дель­шта­ма «Нет, ни­ко­гда, ни­чей я не был со­вре­мен­ник, мне не с ру­ки по­чет та­кой». В экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны уни­каль­ные до­ку­мен­ты из не­сколь­ких лич­ных ар­хив­ных фон­дов: ру­ко­пи­си по­эта, ав­то­гра­фы и фо­то­гра­фии его со­вре­мен­ни­ков, свя­зан­ных с ним друж­бой и твор­че­ством. До­пол­ня­ют ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы при­жиз­нен­ные из­да­ния ма­сте­ра. Вы­став­ка, по­свя­щен­ная твор­че­ству по­эта, про­во­дит­ся в РГБ впер­вые.

Осип Эми­лье­вич Ман­дель­штам (1891—1938) — вы­да­ю­щий­ся рус­ский по­эт ХХ ве­ка. В ре­цен­зии на кни­гу сти­хов Ман­дель­шта­ма, вы­шед­шую в 1928 году, ис­то­рик Аль­берт За­ха­ро­вич Ман­фред так ха­рак­те­ри­зу­ет его твор­че­ство: «В со­вре­мен­ной рус­ской по­э­зии О. Ман­дель­штам — круп­ный ма­стер и очень ода­рен­ный ху­дож­ник — за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Он сто­ит особ­ня­ком, в сто­ро­не от боль­ших пу­тей раз­ви­тия по­э­зии, в сто­ро­не от бо­е­вых ли­те­ра­тур­ных ла­ге­рей — про­ле­тар­ско­го, кре­стьян­ско­го, но­во­бур­жу­аз­но­го, в сто­ро­не от рас­по­ло­жен­ных меж­ду ни­ми про­ме­жу­точ­ных би­ву­а­ков».

Ис­клю­чи­тель­ность, не­по­хо­жесть его по­э­зии на чье-ли­бо твор­че­ство от­ра­зи­лась и на его лич­ной био­гра­фии, толь­ко с об­рат­ным зна­ком — ма­ло мож­но най­ти ав­то­ров со столь же труд­ным жиз­нен­ным пу­тем, столь тра­ги­че­ски по­гиб­ших.

Дра­ма­ти­че­ская судь­ба по­эта ска­за­лась и на со­хран­но­сти его ар­хи­вов: часть до­ку­мен­тов по­гиб­ла во вре­мя вой­ны, а то, что уда­лось со­хра­нить вдо­ве по­эта На­деж­де Яко­влев­не Ман­дель­штам, бы­ло пе­ре­да­но ею в Прин­стон­ский уни­вер­си­тет. В на­сто­я­щее вре­мя до­ку­мен­ты Ман­дель­шта­ма хра­нят­ся в РГАЛИ, ИМЛИ и Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке. В РГБ до­ку­мен­ты, свя­зан­ные с име­нем по­эта, до­воль­но мно­го­чис­лен­ны и хра­нят­ся в не­сколь­ких лич­ных ар­хив­ных фон­дах.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны уни­каль­ные ма­те­ри­а­лы: ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний Оси­па Ман­дель­шта­ма из лич­ных ар­хив­ных фон­дов, ав­то­гра­фы его со­вре­мен­ни­ков Ан­ны Ах­ма­то­вой, Ва­ле­рия Брю­со­ва, Ла­ри­сы Рейс­нер, Зи­на­и­ды Гип­пи­ус, Ан­дрея Бе­ло­го и дру­гих, уни­каль­ные се­мей­ные фо­то­гра­фии Оси­па Ман­дель­шта­ма и его окру­же­ния, пе­ре­пис­ка На­деж­ды Яко­влев­ны, же­ны по­эта, с Еле­ной Бул­га­ко­вой и пи­а­нист­кой Ма­ри­ей Юди­ной, афи­ши 1920-х годов с про­грам­ма­ми лек­ций и ве­че­ров в сту­ди­ях «До­ма ис­кусств». Все это поз­во­ля­ет во­очию и весь­ма жи­во пред­ста­вить окру­же­ние по­эта и его вре­мя.

На вы­став­ке есть ма­ши­но­пис­ные вос­по­ми­на­ния о Ман­дель­шта­ме Ан­ны Ах­ма­то­вой: «Чу­дак? Ко­неч­но, чу­дак! Он, на­при­мер, вы­гнал мо­ло­до­го по­эта, ко­то­рый при­шел жа­ло­вать­ся, что его не пе­ча­та­ют. Сму­щен­ный юно­ша спус­кал­ся по лест­ни­це, а Осип сто­ял на верх­ней пло­щад­ке и кри­чал вслед: А Ан­дрея Ше­нье пе­ча­та­ли? А Са­фо пе­ча­та­ли? А Иису­са Хри­ста пе­ча­та­ли? »

А из пи­сем На­деж­ды Ман­дель­штам мы узна­ем, как по­эт по­зна­ко­мил­ся с Ми­ха­и­лом Бул­га­ко­вым: «Это бы­ло в Ба­ту­ме в 1921 го­ду. К нам не­сколь­ко раз под­хо­дил мо­ло­дой че­ло­век и спра­ши­вал О. М., сто­ит ли пи­сать ро­ман, что­бы по­слать его в Моск­ву на кон­курс. О. М., к то­му вре­ме­ни уже знав­ший ли­те­ра­тур­ную жизнь, го­во­рил, что на кон­курс по­сы­лать ни­че­го не сто­ит, а на­до ехать в Моск­ву и свя­зать­ся с ре­дак­ци­я­ми... О. М. го­во­рил мне, что у это­го не­зна­ко­мо­го юно­ши... вид, вну­ша­ю­щий до­ве­рие... и что у не­го, ве­ро­ят­но, на­ко­пил­ся та­кой ма­те­ри­ал, что он уже не в со­сто­я­нии не стать пи­са­те­лем. Вско­ре в Москве мы встре­ти­лись с Бул­га­ко­вым — ав­то­ром пер­вых рас­ска­зов и „Бе­лой гвар­дии“. Шум­ный успех „Тур­би­ных“ не был для нас не­ожи­дан­но­стью».

В экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны ма­те­ри­а­лы из не­сколь­ких лич­ных ар­хив­ных фон­дов — Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва, Эм­мы Гер­штейн, Все­во­ло­да Ива­но­ва, Кор­нея Чу­ков­ско­го и дру­гих.

Здесь мож­но уви­деть и первую пуб­ли­ка­цию сти­хо­тво­ре­ния Ман­дель­шта­ма в жур­на­ле «Апол­лон» (№ 9, 1910), жур­нал «Ги­пер­бо­рей», в ко­то­ром так­же пе­ча­тал­ся по­эт. Пред­став­ле­на де­бют­ная кни­га сти­хов «Ка­мень» (три из­да­ния — 1913, 1916, 1923), вто­рая кни­га сти­хов «Tristia» («Скорб­ные эле­гии»), вы­шед­шая в 1922 го­ду в Бер­ли­не, по­след­ний при­жиз­нен­ный по­э­ти­че­ский сбор­ник «Сти­хо­тво­ре­ния» (1928), про­за­и­че­ские про­из­ве­де­ния — «Шум вре­ме­ни» (1925) и «Еги­пет­ская мар­ка» (1927). Ин­те­рес­ны из­да­ния дет­ских сти­хов Ман­дель­шта­ма.

Вы­став­ка рас­счи­та­на на ши­ро­кий круг лю­би­те­лей по­э­зии, по­клон­ни­ков та­лан­та ве­ли­ко­го по­эта.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться